стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера
описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено
нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзя
любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить
Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир,
не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы,
пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением
гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к
природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее
богатств.Да, над этими строками следует призадуматься. Власть над природой дана
человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, превратив в рабыню, а для
того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Однако наша
промышленность порой нарушает священный естественный союз земли, воды, неба
и человека. Отсюда и исходит глобальная проблема современности –
экологическая. Проблемы, проблемы… от них не уйти. Вопросы экологии остры
сегодня. Еще острее они могут стать завтра.
Говоря о природе, мы часто употребляем слова «окружающая среда». Но
ведь это такая бездушная, казенная фраза. Про природу так говорить нельзя. Она –
наша святыня. А мы замахнулись на эту красоту. И как только рука поднялась?
Осознание серьезности экологической проблемы необходимо каждому, чтобы не
истоптать, не повредить и не сжечь природу и себя огнем бездушия и глухоты.
И писатели подняли свой голос в защиту природы. Авторы в своих
произведениях утверждают высшие человеческие ценности – нравственность,
духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и земля, человек и
судьбы природы.
Леонид Леонов был первым, кто проявил гражданскую прозорливость сразу
после войны, когда все было подчинено одному – восстановлению жизни,
обратился к своим читателям , ко всему народу с призывом – бережно, рачительно
относиться к великой кладовой природы, думать о завтрашнем дне, не губить то,
что служит верную службу многим поколениям.
Своей поэмой о русском лесе Л. Леонов открыл новую экологическую
проблему, которая получила дальнейшее развитие в литературе.
Вслед за ним многие писатели: О. Гончар, С. Залыгин, В. Распутин, В.
Астафьев, Б. Васильев, Ч. Айтматов – с особой силой выразили тот
художественный взгляд на мир, который представляет природу и человека как
нечто неразрывное, все время взаимодействующее и взаимопроникающее,
доказали, что экологическая проблема составляет единое с нравственной
проблемой. Это такие произведения, как «Прощание с Матерой» В. Распутина, « Не
стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Плаха» Ч.
Айтматова.
Эти книги – прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах
актуальных, значимых. О них спорят ученые. Над ними думают проектировщики.
Их решают, к сожалению, далеко не всегда успешно, хозяйственники. Проблемы
серьезные, всеобщие, народного масштаба: об утверждении и совершенствовании
разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей
активности в «покорении» природы. Эти вопросы ставит сама жизнь. Как сделать,
чтобы, преобразую землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя,
спасти и обогатить красоту природы? Эта проблема не только экологическая, но и
нравственная. Осознание ее серьезности необходимо каждому. Поэтому и
В.Распутин в произведении «Прощание с Матерой» передает свою тревогу.
Писатель предостерегает против дерзкого обращения с природой, против
самоуверенного вмешательства в заведенный ею порядок с целью оперативного
улучшения – упрощения – приручения. Но еще важнее, что писатель говорит о
необходимости осторожного обращения с самим человеком, его судьбой и укладом
жизни. Не потому ли истинный художник начинает свою защиту любых ценностей
с живого мира – с человека?
Другой важной современной книгой является роман В. Астафьева «Царьрыба». Два могучих человеческих чувства составляют основу книги, суть
авторского отношения к жизни, им изображаемой: любовь и боль. Боль, временами
переходящую в стыд или гнев по отношению к тому, что насилует эту жизнь,
калечит и уродует ее. Сам предмет художественного исследования – люди,
труженики, населяющие Сибирь, и первозданная сибирская природа.
Читая книгу, мы видим сибирскую природу с ее неземными богатствами, со
всей щедростью, однако подчас и жестокостью тайги. Не уходят из души и памяти
открытые нам писателем населяющие тайгу, сформированные ею характеры, и
прежде всего «сельдюк» Аким, бесспорно, главный герой книги, его бессчастная,
беззаботная, непутевая и такая счастливая девочка – мать, охотники и рыбаки с
берегов Енисея.
Читая рассказ за рассказом, мы погружаемся в жизнь, ни на что не похожую.
Жизнь в чем-то дикую, многотрудную и опасную, исполненную высокого и
низкого, прекрасного и ужасного, ибо редко где человеку противостоит природа
столь же суровая и неприступная, как в тех местах.
[b](Слов получилось около 700)[/b]