1 период: Христианизация.
В отличие от Европы, где люди сначала стали верить, а потом соорудили церковь, на Руси религия появилась вместе с церковью.
2 период: Просвещение - освоение европейской философии, критический характер
Выделялись два направления мысли:
а) Западники
- за развитие России по западному образцу
- необходимо догнать Европу
б) Славянофилы
- поддерживали самобытность России (Православие, самодержавие, народность)
- первостепенность веры
- соборность
3 период: религиозная русская философия (философия всеединства, софиология, экзистенциализм)
Владимир Соловьев
Онтология: всеединство - начало есть Бог; источник единства; единичное, удерживающее множественное. Бог включает в себя абсолютное начало и первоматерию.
Начало первоматерии - София (одна из ипостасей Бога), тело Божье.
Бог не существует без человека. Софийный человек един с Богом.
Мир множественен, т.е. все разделено, но должно собраться в ходе плодотворного синтеза.
Красота - божественная идея в мире.
В чем смысл любви: половая любовь (то бишь между разными полами) есть преодоление эгоизма, отголосок истинной любви в нашем мире. Познание невозможно без любви.
Гносеология: Всеединство предполагает концепцию целостного знания, синтез религии, науки и философии. С помощью любой из них можно познать истину, просто у них разные методы.
Цель познания - понимание универсального
Единство познания и этики : только моральный человек может познать истину.
Метод познания - органическая логика (интуиция + непосредственное умственное созерцание).
Познание через творчество.
Важной целью всеединства являлась, так называемая, Русская идея: Россия должна объединить развитый Запад и еще дикий Восток. Эту цель на Россию возложил Бог.
Современники Соловьева: Трубецкой, Булгаков, Флоренский продолжали идею софийности. София связь между Богом и человеком.
Достоевский оказал огромное влияние на развитие экзистенциализма. В его произведениях поднимаются вопросы смысла жизни, возможности человека, его значения в этом мире; наиболее важна тема бунтующего человека - несогласия с моральными устоями (вспомните Раскольникова: тварь я дрожащая или право имею?). С развитием своего творчества Достоевский приходит к тому, что выход для человека в вере в Бога.
Просмотры: 725 |
Статью добавил:
vk35978205 |
Категория:
общее