Происходит секуляризация философии и ее выход из под влияния религии; появляется светская философия, подразумевающая свободный поиск истины. В таки условиях происходит стремительное развитие науки, развитие методов познания (гносеологии).
Общий принцип: все ставится под сомненье , все поддается критике.
Философия разделяется на два течения (по принципам гносеологии): рационализм и эмпиризм.
1) Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) считали разум основой знания. У разума есть врожденные способности, благодаря которым мы можем воспринимать опыт.
Зеркальная концепция субъектно-объектных отношений: мир отражается в разуме, если отражение объекта тождественно объекту - это истинное знание.
Гносеологический оптимизм - познать абсолютную истину возможно!
Декарт: Сомненье есть признак мышления, враг догматизма.
Существуют врожденные понятия, аксиомы; это идея Бога, внешнего мира, мышления.
Главный метод познания - дедукция.
4 правила познания по Декарту:
1. использовать только абсолютных истин в рассуждении
2. раскладывать сложное на простое
3. идти от простого к сложному
4. не допускать логических упущений в работе
2) Эмпиристы (Бэкон, Локк) признавали главенство опыта в познании.
Главный метод - индукция (от частного к общего); может быть полная и неполная (не все факты учтены).
опыт ->чувства-> понятия -> анализ разумом
Цель познания - практика (светоносные и плодоносные опыты)
Путь к познанию могут преграждать призраки и идолы:
1. призраки рода (свойственно всем людям): не можем видет инфракрасный свет или слышать ультразвук.
2. призраки пещеры :индивидуальное восприятие человека, например, дальтонизм.
3. призраки рынка: толкование слов.
4. призраки театра: авторитеты и догмы
Способности разума:
- память (используется в истории)
- воображение (в поэзии)
- рассуждение (в философии)
Сенсуализм (Джон Локк) - ветвь эмпиризма: разум - чистая доска (tabula rasa). Идеи происходят из опыта.
Субстанция - основа бытия, первоначало.
По количеству:
- монизм (Спиноза): Бог - единственная субстанция, имеет модусы и атрибуты (мышление и протяжение).
- дуализм (Декарт): есть духовная и материальная субстанция
- плюрализм (Лейбниц): монады - простые неделимые без протяжения субстанции. Классифицировал их как голые, монады животных, монады человека, высшая монада.
По нахождению субстанции:
- материализм (в мире материальном)
- идеализм (в мире идеальном)
Идеализм делится на:
- объективизм
- субъективизм
Просмотры: 756 |
Статью добавил:
vk35978205 |
Категория:
общее